Н.Шувалов
ПРИВЕТ, ЧЕПУХАНОСИКИ!
Необыкновенности для самых маленьких,
рассказанные и показанные артистами Мусей и Васей.
(по мотивам книжки А.Куркова)
Посреди сцены высоченный дуб с дуплом. Под деревом растут грибы. Рядом – речка. На сцену выходит артист Вася в шляпе.
ВАСЯ (приподнимая шляпу): Привет, ребята! Привет, девчонки! Привет, мальчишки! (С парой зрителей здоровается за руку.) Ой! Всё перепутал! Привет, мальчишки! Привет, девчонки! Опять не так? Ну и ладно. Всем – привет! Вам нравится моя шляпа? Такие шляпы растут на деревьях на Шляпном поле. Можете прогуляться – их там полным-полно.
На сцене появляется Муся.
МУСЯ: Зачем ты, Вася глупости детям говоришь? Несёшь какую-то чепуху про какое-то шляпное поле!
ВАСЯ: Ты бы лучше, Муся, с ребятами поздоровалась.
МУСЯ: Здравствуйте, ребята.
ВАСЯ: А чепуху я несу, как ты говоришь, потому что собираюсь рассказать про чепухоносиков. Мы же с тобой вместе эту историю выбрали, или ты забыла?
МУСЯ: Ой, верно, Вася! Конечно, ты прав – чепухоносики!
ВАСЯ: Ну так вот: чепухоносики жили как раз на Шляпном поле. А потом решили перебраться поближе к речке.
МУСЯ (показывает на декорации): Вот тут у нас речка.
ВАСЯ (достаёт кукол): А вот и чепухоносики. Папа-чепухонос.
МУСЯ: Мама-чепухоноска.
ВАСЯ: И маленький чепухоносик – их сын.
ПАПА (Указывая на дуб): Какая славная ёлочка.
МАМА: Да, замечательный кустик.
СЫН: Смотрите – в этом дубе есть дупло. Вот было б здорово там поселиться!
ПАПА: Сынок! Когда, наконец, ты научишься нести чепуху?! Это же так скучно – дуб называть просто дубом. Дуб – дуб. Совсем не смешно.
МАМА: А ты его отшлёпай.
ВАСЯ: Ой! Ребята, вы слышали: отшлёпай! Разве можно шлёпать детей? Конечно, нет! Это просто чепуха.
МУСЯ: Вот именно!
ПАПА: Вот именно! Возьму и отшлёпаю. (Гладит сына по голове.) Вот тебе! Постарайся, сынок, придумай что-нибудь весёлое. (Указывает на реку.) Скажи, что это?
СЫН: Речка.
ПАПА: О! Ты неисправим: речка – речка! О!.. А дупло подходящее.
Расстроенный папа залезает в дупло. Мама – вслед за ним.
СЫН: Речка и есть речка. Что же тут придумаешь?..
Под деревом оживают грибы – ложные опята.
ГРИБ: Эй!
СЫН: О! Какие толстые ёжики!
ГРИБЫ: Сам ты толстый ёжик.
СЫН: Не обижайтесь. Это я чепуху придумываю. Я же вижу, что вы – самые обыкновенные грибы.
ГРИБ: Мы не обыкновенные. Мы – опята, самые полезные грибы. Слушай: ни за что не подходи близко к речке.
СЫН: Почему?
ГРИБ: Там живёт крокодил, он тебя живо проглотит.
Чепухоносик пугается. Из воды высовывается рыбья голова.
РЫБА: Глупости! Какие глупости! Нашёл, кому верить – это же лживые опята, Они всё, всем, всегда врут!
ВАСЯ (к зрителям): Вообще-то правильно говорить не «лживые» опята, а «ложные». Это такие грибы, которые очень похожи на съедобные, а на самом деле они ядовитые.
РЫБА: Ложные, лживые – какая разница? Всё равно, они просто вруны. Разве я похожа на крокодила? Я – летающая рыба.
Рыба выплёскивается из воды и улетает. Появляется папа.
ПАПА: Ну, придумал что-нибудь смешное?
СЫН: Папа, рыба сказала, что это – лживые грибы.
ПАПА: Наконец-то! Замечательно! Отличная чепуха. Все же знают, что рыбы не разговаривают.
СЫН: Это же не простая рыба. Она – летающая.
ПАПА: О! А эта чепуха ещё лучше. Летающая рыба! Ха-ха-ха! Молодец!
СЫН: Но, папа!..
В это время раздаётся душераздирающий крик. Папа пугается.
Что это?
ПАПА: Это… Это необыкновенная чепуха. Может, это динозавр проголодался?
МУСЯ: А может, маленькая девочка капризничает?
ВАСЯ: Или мальчик?
МУСЯ: Нет, нет, нет! Это…
Крик повторяется. Испуганный папа прячется в дупле. На берегу появляется кричащий петух.
СЫН: Здравствуйте. Вы кто?
ПЕТУХ: Меня зовут Кудкударх.
СЫН: А зачем вы так кричите?
ПЕТУХ: Что за чепуха! Я не кричу, я учусь петь.
СЫН: Давно?
ПЕТУХ: С рожденья. (Кричит.)
Возвращается рыба и садится на ветку дуба.
РЫБА: Послушай, певец! Ты когда закончишь глушить рыбу? Для того чтобы научиться петь, не обязательно каждое утро орать на всю речку! Я прилетела сюда из далёкой Африки в поисках ти-ши-ны, а тут…
ПЕТУХ: Уважаемая! Вы же — рыба, а рыбы ничего не смыслят в пении!
РЫБА: Зато рыбы точно знают, где раки зимуют! (Ныряет в реку.)
ВАСЯ: Интересно, где же они зимуют.
РЫБА (выныривает, держа в плавниках маленького краба): Сейчас я вам покажу. (К крабу) Аркадий! Ну-ка живо укуси этого крикуна!
Петух убегает с криком: «Караул!». Вася рассматривает краба.
ВАСЯ: Какой же это рак? Это обыкновенный краб, только совсем маленький.
РЫБА: Во-первых, что значит «обыкновенный»? Я привезла его из Африки. Это там он обыкновенный, а здесь – совсем наоборот. Во-вторых, рак или краб – какая вам разница? Все они кусачие. А маленький, – да, маленький. Все мы были маленькими, а потом выросли. И он вырастет и станет настоящим охотником на тех, кто нарушает тишину. Я сама его научу. Всё, я устала. Полечу в соседний лес навестить подругу.
СЫН: Летучая рыба, а кто твоя подруга?
РЫБА: Летучая мышь. (Улетает.)
ВАСЯ: А у меня тоже была знакомая мышь.
МУСЯ: А у меня было две мыши.
ВАСЯ: А у меня три – красная, жёлтая и зелёная.
МУСЯ: А у меня есть кошка… фиолетовая.
СЫН: А у меня – вопрос: как петуху научиться петь?
ГРИБ: Научиться петь очень просто.
СЫН: А я вас не спрашивал. Я сам себя спрашивал.
ГРИБ: Мы тоже сами с собой разговариваем. Друг дружке рассказываем.
СЫН: Расскажите и мне, пожалуйста.
ГРИБ: Тебе?! А ты разве с нами разговариваешь?
СЫН: Да, да! Я больше на вас не обижаюсь.
ГРИБ: Жалко. Но ничего не поделаешь. Мы же полезные грибы. Слушай. Нужно закрыть глаза и быстро проглотить пакетик чёрного перца.
СЫН: И всё?
ГРИБ: Ну да. Во всяком случае, так кричать он больше не будет. Это точно.
СЫН: Спасибо!
МУСЯ: А где вы возьмёте чёрный перец?
ВАСЯ: Где? Ребята, ни у кого нет с собой чёрного перца?.. Всего один пакетик?..
МАМА (появляется из дупла): Кому тут нужен чёрный перец? Я как раз готовила сладкий пирог.
СЫН: Но кто же кладёт горький перец в сладкий пирог? В пирог кладут варенье.
МАМА: Ах, мой милый! Ты никогда не научишься говорить чепухи! Держи. (Отдаёт сыну пакет с перцем).
СЫН: Спасибо, мамочка! Эй, Кудкударх! Скорее сюда! Не бойся – рыба улетела в гости.
Появляется петух.
Кудкударх, я узнал, как легко научиться красивому пению. Закрой глаза и пошире открой рот.
Петух широко разинул клюв, и чепухоносик всыпал в него весь пакет чёрного перца. Проглотив его, петух подскочил, заметался, издал непонятный звук и плюхнулся в реку.
СЫН: Помогите! Спасите! Петух утонул!
На крик сына из дупла появляются папа и мама.
ПАПА: Я же говорил, я не сомневался, что мой сын станет настоящим чепухоносом! Петух утонул! Замечательно! Кто бы ещё мог придумать такую чепуху?!
Из воды выскакивает трясущийся Кудкударх, он икает и чихает.
МАМА: Ну, вот видите – конечно, он не утонул!
СЫН: Кудкударх, мне кажется, у тебя изменился голос.
ПЕТУХ: Вполне возможно. Если он вообще не пропал.
Петух пробует петь и неожиданно издаёт прекрасные соловьиные трели.
СЫН: Вот здорово! Теперь ты поёшь почти как соловей. Даже лучше! (Бросается к грибам.) Опята, вы слышали? Слышали, как запел петух? Это же ваше средство подействовало.
ГРИБ: Наше? Какой ужас! Неужели мы сказали правду? Какой позор!
СЫН: Но он поёт так замечательно!
Петух поёт. Все в восторге. Прилетает рыба.
РЫБА: Опять здесь кто-то шумит. (Видит петуха.) Ага! Ты снова явился?! Аркадий, ко мне!
Петух в ужасе убегает.
Где мой Аркадий? Ар-ка-дий…
Рыба ныряет в реку. Грибы подзывают чепухоносика.
ГРИБ: Эй, чепухонос! Хочешь узнать тайну? Петух склевал этого краба, этого Аркадия.
СЫН: Не может быть…
ГРИБ: Только ты никому нас не выдавай, а то тебе никто не поверит.
СЫН: Папа! Мама! Маленького крабика склевал петух.
ПАПА: Какая чепуха!
МАМА: А может, это правда?
ПАПА: Чепуха.
РЫБА (вылетает из воды): Его нет! Он исчез! Ах, мой Аркадий!..
ПАПА: Я слышал, будто его склевал петух.
РЫБА: Петух?! Ну, я ему покажу, где раки зимуют! (Улетает.)
Слышны невнятные всхлипывания. Чепухоносик приподымает лист лопуха и обнаруживает под ним крабика Аркадия.
СЫН: Аркадий! Живой! Ты плачешь? Что случилось?
КРАБ: Мне здесь плохо. Без папы… И без мамы… И вода в реке несолёная…
ВАСЯ: Ребята, а вы знаете, что в морях и океанах, где живут крабы, вода солёная? Да.
СЫН: Как же ты здесь оказался?
КРАБ: Меня рыба принесла, чтобы воспитывать. А я не хочу быть охотником. Я к маме хочу.
ВАСЯ: Какая грустная получается история.
МУСЯ: Вот видишь. А ты всё: чепуха, чепуха!.. А разве это чепуха, когда ребёнок без мамы остался. И без папы.
ВАСЯ: А его папа с мамой тоже в Африке плачут. Где, говорят, наш Аркаша?!
МУСЯ: И слёзы у них солёные-пресолёные.
СЫН: Эй, скорее все сюда! Аркадий нашёлся. Он живой!
ПАПА (появляясь): Я же говорил, что петух не мог его склевать.
МАМА: Это всё наш сынок придумал. Твоя наука.
СЫН: Я не придумал. Мне это опёнок по секрету сказал.
ПАПА: Ах, опёнок! Ну, всё! С этими врунами пора кончать.
Папа решительно подходит к месту, где растут лживые опята и вбивает кол с табличкой «ОСТОРОЖНО! ЗДЕСЬ – ВРАНЬЁ!». Мама громко читает надпись.
СЫН: Папа, а почему же враньё – это плохо, а чепуха – хорошо? Какая разница?
ВАСЯ: А вы, ребята, знаете, какая разница? Чем враньё от чепухи отличается?
МУСЯ: О! На это даже папа не сразу догадался, что ответить.
ВАСЯ: Но потом он подумал и сказал:
ПАПА: От чепухи, сынок, всем становится весело, и все улыбаются и даже смеются. А от вранья – всем плохо, все грустят…
МАМА: И даже, иногда, плачут.
СЫН: Что же нам теперь делать с бедным Аркадием? Ведь ему плохо без папы, без мамы и без солёной воды.
ПАПА: Где же нам взять столько соли, чтобы хватило на целую реку?
РЫБА: Я всё слышала. Я всё поняла. Мы сейчас же, вот прямо, прямо сейчас вместе с Аркадием летим в Африку.
ПАПА: Как? Мы все?
РЫБА: Нет. «Мы» это значит «я». Я и Аркадий. Чепуха чепухой, но ведь надо и добрые дела делать. И это самое важное. Я должна вернуть Аркадия его папе и маме. Пусть себе живёт в солёной воде, если ему так нравится. Мы полетели.
СЫН: Постойте! Уважаемая летающая рыба! Сначала вам обязательно нужно помириться с петухом Кудкудархом. Кудкударх!
Появляется петух.
Дорогой Кудкударх! Мы все хотим послушать, как замечательно вы теперь поёте. Спойте для нас, пожалуйста.
ПЕТУХ: С удовольствием.
Петух заливается соловьиной трелью, которая переходит в общую прощальную песню.
Чепуха! Чепуха!
Все смеются: ха-ха-ха!
Чтоб улыбка была,
Как у рыбы два крыла,
Чтоб она нам помогала
Делать добрые дела.
К О Н Е Ц